НАШ ВЗГЛЯД НА «ОХТА ЦЕНТР»

Охта – одна из промышленных территорий Красногвардейского района С.-Петербурга на территории которого, находятся много исторических и современных жилых зданий. Споры вокруг «Охта центра» давно перешли из области экономики в область эстетики. Идея создания этого делового квартала на Охте приобретает все больше сторонников. Главное опасение, которое высказывают горожане сегодня, - будет ли этот проект красивым, не испортит ли его реализация внешний вид города. По обзору прессы творческие люди: деятели искусства, актеры, режиссеры, музыканты высказали свою точку зрения.

Охта центр

После 1917 года в Петербурге ничего выдающегося, с точки зрения архитектуры, построено не было, не считая построек сталинского времени, - считает известный российский кинорежиссер Владимир Бортко «И мы должны понимать, что город не может жить только в шести- и девятиэтажных домах. Нам нужны знаковые, доминантные, вещи, в которых проявлялась бы эпоха. А эпоха проявляется, в том числе, в архитектуре объемного строительства. Кроме этого, строительство «Охта центра» даст большой толчок развитию всего Правобережья, это место может образовать вокруг себя новый архитектурный центр».

Джазовый музыкант Игорь Бутман тоже согласен с В. Бортко. «Мне кажется, что было бы очень хорошо построить современный общественно-деловой центр на Охте, где вообще нет ничего особенного, ведь те здания, которые там стоят, не представляют никакой ценности, - говорит он. - Всё, что построено в Петербурге за Невой - в Веселом поселке, в Невском районе, в Купчино - это всё здания советской постройки, и они ужасны. «Охта центр» украсит район. Думаю, что этот бизнес-центр на контрасте с историческим центром города в очередной раз высветит всю красоту архитектуры Северной столицы. Я убежден, что когда-нибудь этим зданием будут гордиться».

Также думает и народная артистка России Людмила Сенчина. «Мне бы очень хотелось, чтобы район Охты сиял, сверкал и украшал наш город, - поделилась она своей мечтой с журналистами. - Сейчас он в абсолютно заброшенном состоянии, мрачный и депрессивный. Я бы дала людям шикарное жилье, построила там не только «Охта центр», а шикарный город - со стадионами, салонами, торговыми центрами».

Заслуженный деятель искусств, главный режиссер Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева Арсений Сагальчик уверен, что строительство «Охта центра» не только украсит город, но и значительно оживит и обновит культурную жизнь Петербурга. «Когда Охта центр построят, в этот комплекс будет входить несколько новых концертных залов, которые так необходимы нашему городу! – строит он планы на не такое уж отдаленное будущее. - У нас сегодня мало достойных площадок, большинство из них нуждается в реконструкции, техническом оснащении. Если в проекте ОДЦ «Охта» будут реализованы концертные залы, то это привлечет в Петербург новых артистов, которые будут радовать нас своим творчеством. Культурная жизнь города станет ярче, насыщеннее. Эти «плюсы» проекта для меня, как человека, волнующегося за культурный облик нашего города, очевидны».

Недоумение вызывает вмешательство в обсуждение проекта московских средств массовой информации, в частности в программе «Воскресное время», вышедшей в эфир 18 октября. Авторы программы пугали зрителя устрашающими картинками «Охта центра», взятыми с неофициальной выставки «Небоскреб вне закона», состоявшейся летом 2009 г. в Доме архитекторов по инициативе оппонентов проекта.

Предложение Пресс-службы ЗАО ОДЦ «Охта», предложила авторам программы использовать в качестве иллюстраций проекта официальные данные ландшафтных исследований КГИОП и Института территориального развития (ИТР). Представленные материалы авторы программы проигнорировали, хотя материалы были представлены еще на стадии подготовки передачи. Последующие заявления главного архитектора «Охта центра» Ф. Никандрова о том, что «проект архитектурной доминанты общественно-делового центра «Охта», разработанный британским бюро «Эр Эм Джей Эм» (RMJM), не имеет ничего общего с изображением, показанным в эфире «Первого канала». Данное заявление московскими тележурналистами также было оставлено без внимания.

12 ноября поздно вечером, вероятнее всего по заказу определенных московских кругов в эфир «Первого канала» вышла программа Максима Шевченко «Судите сами», посвященная строительству «Охта центра». В этой передачи, как и в программе «Воскресное время», спор вокруг «Охта центра» иллюстрировался визуальными материалами», не имеющими ни малейшего отношения к реальному проекту. Эти факты дают нам основания считать позицию «Первого канала» в отношении проекта «Охта центр», как минимум, необъективной.

Уважения заслуживают депутаты ГД РФ которые отказались 18 ноября рассматривать данный вопрос, предложенный фракцией «Справедливая Россия». Депутат от «Единой России» Василий Захарьящев полагает, что предложение эсеров поднять тему строительства башни в Петербурге на федеральный уровень является следствием их неудач на последних выборах.

Во Франции, в период обсуждения строительства Эйфелевой башни также шли бурные обсуждения. В 1887 г. 300 писателей и художников направили протест властям Парижа. «Железная леди» в нем называлась «бесполезной и чудовищной» конструкцией, «смехотворной башней, доминирующей над Парижем, как гигантская фабричная дымовая труба», «ненавистной колонной из железа и винтов, которая простирается над всем городом, как чернильная клякса». Среди подписавшихся под документом были Александр Дюма-сын, Ги де Мопассан и Шарль Гуно. Прошло более 130 лет со дня постройки башни, вид её на фоне Парижа, с его историческими зданиями не только не испортил, высотную доминанту города, но со временем стал СИМВОЛОМ Парижа, визитной карточкой Франции. Осуждение строительства «Охта центр» кокой-то невидимой дерижорской палочкой направляется из Москвы, но при этом умалчивается о высотных доминантах столицы: «Сталинские высотки» — семь высотных зданий («Семь сестёр»), построенных в Москве в конце 1940-х — начале 1950-х годов. Останкинская телебашня - телевизионная и радиовещательная башня, которая также является визитной карточной Москвы. Высота — 540 м, второе по высоте сооружение в мире после Си-Эн Тауэр в Торонто.

Можно много говорить о положительном или отрицательном влиянии архитектурного проекта «Охта центр», на общую застройку города, приводить примеры и высказывания различных людей, общественных движений, деятелей политических партий. В районе Малой и Большой Охты, нет ни каких знаковых архитектурных сооружений, кроме Успенского Храма – Блокадный Храм, построенный и освященный в 2001 году, в честь всех погибших в Ленинграде в дни Блокады. Люди, отличающиеся не стандартными взглядами, отличающие прекрасное от посредственного, считают, что «Охта Центр» не только не повредит облику С.-Петербурга, но и украсит его, станет еще одним символом Северной столицы России на рубеже начала 21 века. Мы считаем, что «Охта центр» будет одним из ключевых проектов в развитии этого микрорайона правого берега Невы. Мы «ЗА» проект строительства «Охта Центр» !!!

Председатель МРКПОО «За Возрождение Православной Культуры»
В.Л. Ковалевский.