Петроградскому митрополиту


В престольный праздник состоялось еще одно торжество: открытие и освящение памятника священномученику митрополиту Вениамину Петроградскому.

Памятник священномученнику митрополиту Вениамину Петроградскому

Излишне напоминать нашим читателям, сколь почитается память владыки Вениамина в нашем приходе. Достаточно сказать, что наиболее полное, основанное на архивных документах жизнеописание митрополита было осуществлено издательством Успенского храма (А.К.Галкин, А.А.Бовкало. Избранник Божий и народа: СПб, 2006). Отрывки из этой книги неоднократно публиковались в приходской газете.

Сегодня пришла пора рассказать о том, что Владыка неоднократно бывал в храме св. равноапостольной Марии Магдалины на Малоохтинском кладбище, а это в свою очередь обусловило выбор месторасположения нового памятника. Неслучайно и соседство памятника с могилой протоиерея Виктора Ерошенко: батюшка глубоко почитал святого архиерея.

Василий Павлович Казанский, будущий митрополит Петроградский, родился в 1873 г. в Олонецкой губернии в семье священника. Родители воспитывали сына в благочестии и христианских добродетелях. Полюбив чтение житий святых, отрок восхищался их духовными подвигами, жалея о том, что в современном ему мире он лишен возможности пострадать за веру православную.

После окончания Петрозаводской Духовной семинарии юноша поступил в Санкт-Петер6ургскую Духовную Академию. В 1895 г. он принял монашеский постриг с именем Вениамин и был рукоположен во иеродиакона, а в следующем году - во иеромонаха. По окончании Академии в 1897 г. со степенью кандидата богословия иеромонах Вениамин был назначен преподавателем Священного Писания в Рижскую Духовную семинарию. С 1898 г. он - инспектор Холмской, спустя год - Санкт-Петербургской семинарии.

Священник по призванию, архимандрит О.Вениамин вскоре был возведен в более высокую степень пастырского служения: 24 января 1910 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры он был рукоположен во епископа Гдовского, Петербургского викария.

Святительский сан владыка Вениамин воспринял как обязанность пастырского подвига и апостольской проповеди. Его часто видели в самых отдаленных и бедных кварталах столицы, куда он спешил по первому зову, словно приходской священник. Воздействие его наставлений было так велико, что многие заблудшие раскаялись в греховной жизни. Он всегда находил путь к сердцам простых людей, за что был искренне любим паствой, называвшей его «наш батюшка Вениамин». Евангельская простота святителя, отзывчивость, сердечность, доступность располагали к нему даже иноверцев.

Совершая поездки по приходам Гдовского уезда Петербургской епархии, он посещает заводские и прилежащие к заводам церковные приходы, в том числе и храм равноап. Марии Магдалины на Малой Охте. Он проводит беседы и чтения на религиозно-нравственные темы с верующими рабочими и крестьянами, проживающими на окраинах Петербурга в бедных районах за Невской и Нарвской заставами, на Выборгской стороне, на Большой и Малой Охте. Владыка Вениамин был непременным участником и возглавителем грандиозных многотысячных крестных ходов в Петрограде.

События 1917 г. вызвали перемены и в жизни Церкви. С 6 марта святитель Вениамин - архиепископ Петроградский и Ладожский, а 13 августа, накануне открытия Священного Собора Российской Церкви, назначен митрополитом Петроградским и Гдовским. Митрополит Вениамин все силы направил на защиту православного народа России от жесточайших гонений, воздвигнутых на него врагами истины Христовой. По сути, они начались в январе 1918 г. после издания декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», который на деле воспринимался властью на местах как сигнал к повсеместному уничтожению главным образом Русской Православной Церкви и ее служителей, к грабежу церковного имущества. По всей стране прокатилась волна закрытия и разрушения храмов и монастырей, осквернения и уничтожения святых икон и мощей, массовых арестов, пыток, ссылок и казней епископов, священников, монахов и монахинь, мирян, лишения Церкви и ее служителей материальных средств к существованию.

Насилие над Церковью не прекратилось и после окончания гражданской войны. Небывалая разруха и голод, охватившие страну в 1921 г., послужили поводом для новых гонений на Церковь, которые проводились под лозунгом «похода пролетариата на церковные ценности». Их изъятие в Петрограде началось в марте 1922 г. Изъятие ценностей сопровождалось волнениями народа, но серьезных беспорядков, острых столкновений и арестов пока еще не было. Чувствовалось приближение расправы. Ее ускорило опубликованное 24 марта 1922 г. в «Петроградской правде» письмо двенадцати лиц - организаторов обновленческого раскола. Они обвиняли все верное Святейшему Патриарху Тихону духовенство в сопротивлении изъятию церковных ценностей и в участии в контрреволюционном заговоре против советской власти. 29 мая 1922 г. последовал арест митрополита Вениамина, а 10 июня того же года началось слушание дела, к которому было привлечено еще 86 человек.

5 июля 1922 г. трибунал объявил приговор, а в ночь с 12 на 13 августа того же года митрополит Вениамин и вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров были расстреляны на окраине Петрограда.

В 1992 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви петроградские новомученики были причислены к лику святых.

Осталось сказать, что инициатива установки памятника митрополиту Вениамину в сквере Успенского храма принадлежит Председателю Приходского Совета и ктитору нашего храма Валентину Леоновичу Ковалевскому, который является и автором проекта. Скульптор памятника - Виктор Шувалов, архитектор - Вадим Медников.