НАШ ВЗГЛЯД НА ПАТРИОТИЗМ

     Православные люди часто говорят, что мы должны избегать политики, так как "политика - дело грязное" и православие вообще не должно быть политизированным.
Политика политике - рознь. Как граждане своей страны, православны люди должны знать, кто придет во власть в результате выборов, в которых они принимают участие. Нужно думать о том, чтобы интересы православного народонаселения не были попраны, а были приняты во внимание.
    Правильной была бы позиция, если бы мы знали, что такой-то кандидат - православный человек, воцерковленный человек, который стремится к Возрождению духовного наследия Русской Православной Церкви  и будет в своей политической жизни руководствоваться определенными категориями, изложенными в Евангелии.  Поэтому мы  должны сказать людям о том, что мы его знаем и рекомендуем его избрать во власть.
    Болеть за дело возрождения России - это святой долг каждого православного. Всем известно, что преподобный Серафим Саровский тысячу дней и ночей молился на камне, - он молился  не о себе, он молился о России. В период Великой Отечественной Войны сформировалось много конфессиональное понятие Русский патриотизм. В данной статье Мы будим говорить о русском, православном патриотизме.
   Говоря о Православном патриотизме нужно помнить и о существовании лжепатриотизма. Это относится к тем, кто говорит о борьбе, призывая чуть ли не к вооруженному сопротивлению иноверцам. Необходимо сказать, что если бы русская нация, все славянские народы были бы сплоченными, если бы русские люди были бы действительно объединены вокруг Матери-Церкви, что было во все века, тогда никакие этнические группы, нацменьшинства при всей их изворотливости и материальной обеспеченности, не могли бы быть опасны и страшны для нас. Как только теряется русское единства,  конфессиональное единение людей в местах компактного проживания, изучая историю, то мы  увидим, кто только Россию не завоевывал: половцы, татары, поляки, Литва. Разобщенную Россию было проще всего завоевать. И, напротив, Россия сбрасывала с себя чужеземный гнет только на основе Соборного единства. Объединяться нужно не на основах ненависти к какой-либо другой национальности, а только на принципах любви  к ближнему, к Богу, а он един. Это один из принципов - православной христовой веры.
  Апостол Павел сказал: "Я для всех был всем, чтобы спасти хоть некоторых". И он же сказал: "Во Христе Иисусе несть эллин, ни иудей". Надо помнить, что русские сильны единством. Посмотрите на другие национальности, как они дорожат своим единством. И только, если мы будем стремиться к этому, мы вернем себе былую мощь, хотя конечно, мы стали намного хуже, чем наши прадеды и деды. Сплоченность надо достигать путем внутреннего объединения. Об этом говорится в "социальной концепции Русской православной Церкви", которая должна стать настольной книгой в каждой православной семье. Там есть особый раздел "Церковь и нация", где определяется сущность подлинного патриотизма.
  Этой теме были посвящены все труды приснопамятного митрополита Иоанна (Снычева). Да владыка давал такое определение для поведения православного христианина в наше время: нужно стремиться уклоняться от зла. Мир настолько пропитан злом, что изменить его не возможно. Задача в том, чтобы самому не подпасть под это зло. Мы не должны осуждать человека, но мы должны осуждать то действие, которое он совершает - худое оно или доброе. Владыка Иоанн стал знаменем русского патриотизма в 90-е годы, когда он на страницах печати стал совершенно открыто выражать духовно-патриотическую концепцию русской истории. А для чего написаны его книги? Прежде всего "Русская симфония"? Мы считаем, что в ней указан путь выхода из сложившейся ситуации. Нам, духовным чадам, владыка говорил, что следует различать понятия "искоренение мирового зла", что действительно невозможно, и второе понятие - "работать над восстановлением российской государственности", каким-то образом вносить свою лепту в это восстановление.
  Никто из воцерковленных православных не имеет в виду полного искоренения зла или переустройства мира. Речь идет только о нашей России. Какую лепту мы вносим в ее спасение, каждый по силам: один молится, другой участвует в политической жизни страны. Это не значит, что есть какая-то схема, по которой все обязаны существовать. Патриотизм может проявляться в мелочах. Соблюдать чистоту в городе, в своем доме. Хранить мир в семье, в отношениях с людьми. Добросовестно относиться к своему делу, работе к учебе. Глобальные проблемы можно решать, а под носом у себя греха не видеть.
Православные люди действительно готовы много говорить о службах, о постах, о молитве, а вот найти среди них хорошего работника очень трудно?
   Сейчас такое время, когда в церковь приходят люди, прежде всего которые тянутся к молитве и это связано с наследием прошлого, это люди интеллектуального труда. А те, кто занимается рукодельной, работой, в церковь пока не идут или приходят в малом количестве. Будем надеяться, что вера распространится и на них и скоро эти люди придут в церковь. Хотя сейчас хорошего плотника, хорошего практического работника, как говорили раньше, "с руками", трудно найти. Нужно детей по-новому воспитывать. Патриотизм - это емкое и широкое понятие. Это - любовь к Родине, все в жизни основано на любви. Но эта любовь у каждого человека выражается по-разному. Говорить о каком-то одном или двух, трех способах выражения любви к Родине - это неправильно. Есть широкой спектр: отношение к делу, отношение к семье, отношение к тому дому, где ты живешь, отношение к природе, отношение к национальным святыням (не только к внешнему благолепию, а, прежде всего, к духовно-эмоциональной атмосфере, которую мы в храме создаем). Итак, - проявление патриотизма имеет очень широкой спектр действия. Но, прежде всего, патриотизм это - состояние души. Потому что любовь не может продублировать никакое чувство, она непохожа ни на какое чувство. Ее невозможно подделать. Поэтому любовь к Родине - либо она есть, либо ее нет. "Если любите Меня соблюдите заповеди Мои" - то есть любовь к Богу реализует себя в конкретных действиях, так и любовь к Родине реализует себя в конкретных действиях.
  Первое дело, и самое трудное - это молиться за Отечество, молиться за людей ее, просить, чтобы Господь сподобил возродить нашу страну; это молитва перед всяким добрым делом, которое мы начинаем, а плоды этого дела будут касаться и тех, кто вокруг нас.
   И ни в коем случае не надо думать, что патриотизм - это только участие в политической жизни страны. Это - лишь одно из проявлений патриотизма. Потому что нельзя поставить знак равенства между понятием "любовь к Родине" и "участием в политической жизни страны". В этой связи советую перечитать книгу "Самодержавие духа" митрополита Иоанна. В ней правильно формируется именно патриотический православный дух, а это сейчас самое главное. Люди, в своих патриотических порывах, могут дойти  до странных, просто до дурных поступков, которые не соответствуют Евангельскому духу. Это входят в диссонанс с учением Христа и приводят людей в смущение. Формирование правильного патриотизма мы должны черпать из всех трудов приснопамятного владыки, чтобы не было таких смущающих явлений.
   Есть и другие произведения патриотов, которые тоже следует читать тем, кто стремится к формированию правильного понимания патриотизма. Например, дневники еп. Никона (Рождественского), в которых понятие патриотизм проникнут духовностью, пропитан любовью к Царству Божию. Таковы же дневники св. пр. Иоанна Кронштадтского. Среди современных изданий интересна книга составителя В. Михайлова «Быть Русским» изданная в 1998 году.
   В наших проявлениях патриотизма мы должны помнить о том, что написано в "Социальной концепции Церкви": "важно не оттолкнуть пришедшего в храм, бездушным, холодным отношением или, наоборот, излишней неоправданной строгостью, а напротив, привлекать людей сердечным участием и душевной чуткостью".
Да, а бывает наоборот: человек, сидящий в церковной лавке, читает патриотическую книжку, к нему обращается вопросом неофит, а он в ответ что-то такое буркнет, что человек и в церковь больше зайти не захочет.
     Под Родиной надо понимать тот народ, который ее населяет, а нее только реки, поля, озера и леса. Любить Родину, это значит - прежде всего, любить ее народ, тех конкретных людей, с которыми ты связан по жизни. Это не национальное проявление любви, а христианское. Когда люди приходят в храм, надо их встречать с любовью, с радостью - они пришли ко Христу. С человеком нужно общаться так, чтобы он почувствовал: "Ты - наш самый долгожданный гость, мы тебя ждали целую вечность. Нужно окружить человека любовью". Как говорил прп. Макарий Египетский: "Доброе слово зверя может сделать человеком, а злое слово, может и человека сделать зверем". Можно человека и в храме спровоцировать на конфликт. А можно дать ему испытать такое ощущение любви, что он хочет еще и еще раз прийти в храм. И будет спасать свою душу через участие в Таинствах.
    Труды выдающихся религиозных мыслителей помогают нам по-настоящему понять самих себя, историю России, умом и сердцем осознать верховное предназначение нашей Родины и её место в семье народов Земли. У каждого народа свой путь, своя судьба, неповторимый склад души.
    Что же спасет Россию?  В смутные времена, в дни смертельной опасности на исторической сцене появился народ, ведомый Божиим промыслом. Русским людям испокон веку присуще чувство соборности, которое и делает народ единым.
    Межрегиональная культурно-просветительская общественная организация «За Возрождение Православной культуры» видит идеал государственного устройства России в утверждении многонациональной, много конфессиональной, христианской Державы, граждане которой преимущественно проникнуты духом православия, так что понятие «российский гражданин» будет в идеале тождественно понятию «православный христианин».
    Неслучайно Архиерейский Собор 2001 года призвал православных к социальной активности, к патриотичности.
    Много конфессиональная Россия Православная Русь – залог духовного спасения человечества.
    Мы осознаем, что осуществление этого идеала есть задача лежащая, быть может, за пределами человеческих возможностей, если не будет на то воля Божия. Но мы веруем, что «увидим благость Господа на земле живых» (Пс.26.13).
                                  
Председатель межрегиональной культурно-просветительской
Общественной организации «За Возрождение Православной культуры»                                                                                                                
                                                                                                          В. Ковалевский