Храм Успения Пресвятой Богородицы

О храме Церковно-приходской
совет
Праздник
успения
Статьи
о храме
Памятник

Искорки святости

   В архиве Санкт-Петербургской епархии имеется немало интереснейших документов, имеющих отношение к церковной жизни блокадного Ленинграда. Назову лишь один. Это письмо, датированное декабрем 1943 года, написанное не очень грамотно, но от всей души, содержит просьбу открыть на Смоленском кладбище часовню Ксении блаженной. Мы читаем, что толпы людей посещают это святое место. Такие документы помогают понять, как тянулся человек, попавший в столь тяжелейшее испытание, к Богу и Его святым угодникам. Мы видим и служение духовенства, и встречное движение приобщения блокадников к церковной жизни.
   Человеку недостаточно личного опыта, чтобы постичь основы бытия. Опыт ленинградцев блокадной поры, опыт жизни между жизнью и смертью необходим для верного устроения душ новых поколений горожан. Известно, что состояние между жизнью и смертью ценно для приобретения духовного опыта, для наибольшей полноты и глубины открытия для себя Бога и примирения с Ним, с Таинством смерти. К этому-то опыту и взывают тени погибших в блокадном Ленинграде. И на него указывают запечатленные на фотоснимках толпы людей у храмов в пасхальную ночь 1942 года. Ужас смерти не мог сломить тех, кто знал о вечной жизни. Эту, прежде скрытую от нас, сторону жизни ленинградцев и должны мы открывать для себя.
   …Известно, что всегда церкви освящались в честь какого-то духовно значимого события. Храм на Малой Охте посвящен Успению Пресвятой Богородицы, но не сомневаюсь, что с годами на первое место выдвинется другое его название, а именно -Блокадный храм. И за этим оправданным названием стоит свое богословие. Храмы освящаются во имя святых, но одному Богу известно, сколько неведомых миру святых оставил наш блокадный город. И вот этой, не названной на земле, не связанной ни с какими конкретными личностями, но, тем не менее, имевшей место святостью людей, и посвящен этот храм. Он посвящен тем, кто до самого своего конца помогал ближним своим, оставаясь людьми, и умирал с именем Бога на устах. Этим искоркам святости и посвящен храм.
   Такой храм был нужен городу, но чтобы он состоялся, нужна была какая-то инициатива. И вот явился такой человек, который особенно остро, личностно ощутил и философию блокадной темы, и ее богословие. Нашел в себе достаточно энергии, чтобы начать это строительство. Им оказался Валентин Леонович Ковалевский. Благодаря этому энергичному, глубоко воспринимающему историю и современность человеку и появился Блокадный храм.
   Ольга ХОДОРОВСКАЯ, кандидат философских наук, хранитель архива СПб епархии