Храм Успения Пресвятой Богородицы

О храме Церковно-приходской
совет
Праздник
успения
Статьи
о храме
Памятник

В преддверии Великого поста

   Вновь мы вступаем во дни Великого Поста. И пришло время задуматься: каково наше понимание и осознание этих святых дней. Для кого-то это время физической разгрузки, исполнение заветной мечты похудеть, а для другого - начало осознания своей жизни какая она есть на самом деле и попытка изменения ее в лучшую сторону сообразно с заповедями Божиими. А к чему же призывает нас Господь? "Покайтесь и веруйте в Евангелие". То есть путь к Богу лежит через покаяние, и Церковь нас учит этому святому делу спасения. Для этого нам и определяются дни Святой Четыредесятницы.
   Возникает вопрос: как правильно поститься, чтобы и Господь увидел наш труд, и чтобы это было нам по силам. Разъяснение и основные понятия нам дает протоиерей Александр Шмеман: "Серьезное отношение к Посту означает, что мы воспримем его как духовный призыв, требующий ответа, решения, постоянного усилия. Мы знаем, что именно для этой цели Церковь установила приуготовительные недели к Великому Посту. Лучший способ для этого - отдаться руководительству Церкви, хотя бы размышлением над пятью Евангельскими чтениями, которые Церковь предлагает нам в течение пяти недель, предшествующих Посту: желание (Закхей), смирение (Мытарь и Фарисей), возвращение из изгнания (Блудный сын), суд (Страшный Суд) и прощение (Прощеное воскресенье). Эти Евангельские чтения надо не только прослушать в церкви, но принести их с собой домой и сопоставить со своей жизнью, семейным положением, профессиональными обязанностями, своей заботой о материальной стороне жизни, отношением к людям, с которыми я живу".
   Пощение или воздержание от пищи не является исключительно христианской практикой. Оно существовало и до сих пор существует в других религиях и даже вне религии, например, в медицине. Теперь люди постятся (или воздерживаются) даже по политическим причинам. Поэтому важно разобраться в христианском значении поста.
   Что же означает пост для нас, христиан? Это участие в опыте Самого Христа, которым он освободил нас от совершенной зависимости от материи и мира. Но освобождение это не может быть полным. Мы живем в падшем мире, в мире ветхого Адама, и, составляя часть этого мира, мы все еще зависим от пищи. Но так как смерть, через которую все мы должны пройти, побеждена Смертью Христовой, и стала переходом в жизнь, то и пища, которую мы вкушаем, и жизнь, которую эта пища поддерживает, может стать жизнью в Боге и для Бога. Часть нашей пищи уже стала "пищей бессмертия" - Телом и Кровью Самого Христа. Но даже ежедневный "хлеб насущный", который мы получаем от Бога, может в этой жизни, в этом мире быть тем, что поддерживает и укрепляет наше общение с Богом, а не отдаляет нас от Него. Однако только пост может осуществить это преобразование, дать нам существенное доказательство того, что наша зависимость от пищи и материи не окончательна, не абсолютна и что в соединении с молитвой, благодатью и служением Богу эта зависимость сама хочет стать духовной. Пост есть единственное средство восстановления в человеке его подлинной природы.
   Для чего мы постимся? В чем смысл поста для нас и с духовной точки зрения, и с точки зрения телесного воздержания? Если мы обратимся к истокам, то увидим, что уже в ветхозаветные времена пост составлял один из основных элементов аскетической жизни. Постились люди в знак покаяния, постились пророки и учители Израилевы перед выходом на проповедь и служение. Постились и цари, и простолюдины для того, чтобы примириться с Богом, принести покаяние и через воздержание явить Богу свою любовь. Мы знаем, что Христос начал Свое общественное служение после Крещения с того, что удалился в пустыню и провел там сорок дней в посте, после чего был искушаем диаволом. Иисус Христос, Который был Богом Воплотившимся, по человеческому Своему естеству нуждался в укреплении, в духовной, душевной и телесной подготовке к Своему служению. И именно поэтому перед выходом на проповедь Он удалился в пустыню и там постился, ничего не ел и не пил.
   Если говорить о внешней стороне, то пост - это телесное воздержание, воздержание от той или иной пищи. В современной практике это, прежде всего, воздержание от скоромной пищи, то есть мясных, молочных и вообще животных продуктов. За исключением строгих постов, разрешается, впрочем, вкушение рыбы. Пост сопряжен также с воздержанием в брачных отношениях. Но все это лишь внешняя сторона дела. И мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того, чтобы достичь высот на нашем духовном пути. Невкушение той или иной пищи не должно быть самоцелью. Ведь существует много причин, по которым человек не может соблюдать телесный пост, например, болезнь, старость, нищета. Пост предназначен для людей здоровых, для больных же постом является сама болезнь. Во многих случаях врачи запрещают больным отказываться от скоромной пищи. И нужно помнить, что Церковь никогда и никому не предписывает совершать насилие над своим естеством, не призывает нарушать предписания врачей. Нельзя, кроме того, налагать узы поста на маленьких детей. Со временем, по мере того, как они растут, мы должны воспитывать в них сознательное отношение ко всему, что существует в Церкви, - к богослужению, к молитве и к посту. Можно приучать детей к некоторым ограничениям в еде, но это должно осуществляться постепенно и не в ущерб здоровью.
   Существуют и другие ситуации, когда мы не можем в полной мере соблюдать пост, например, во время путешествий. Христос, переходя из селения а селение, не соблюдал посты, возможно, именно потому, что это не позволял Ему избранный Им образ жизни. Когда мы путешествуем, мы живем в особых, не зависящих от нас условиях. Господь Иисус Христос говорил: "Когда вы поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим"(Мф. 6:16-18).
   В любом сложном частном случае всегда нужно обращаться к своему духовному отцу для разъяснения ситуации и получения необходимого благословения. Потому что никто кроме него не знает глубин вашей души, что позволяет ему осознанно и ответственно подойти к вашей личной трудности. Только тогда несение подвига поста будет для вас спасительным.
   Итак, проверим самих себя, по-настоящему ли мы любим Бога? Не бывает ли так, что мы стараемся любить Бога от плотского своего мудрования? Возбуждаем свои нервы, горячимся даже в молитве и в посте. Да, это происходит в нашей жизни, особенно в начале нашего обращения к Богу, когда мы, возбужденные той или иной красотой Божественной, восхищаемся, возбуждаемся, готовы на любой подвиг, и чрезмерно поститься, и помногу молиться, и милостыню творить, и за ближними ухаживать. Все дается нам легко. Но потом проходит этот порыв, и наступает период, когда мы остаемся один на один со своими естественными возможностями. И вот тут-то уже сил ни на какие подвиги не хватает, потому что нет еще у нас Божественной любви, которая достигается постоянством и смирением.
   Помните о том, что любовь к Богу обязательно соединяется с любовью к ближнему. Как узнать, что мы любим ближних своих и Господа? Если мы чувствуем, что в нас угасло памятозлобие, то мы уже на пути любви к ближнему. Если у нас породилось в сердце мирное сострадательное отношение к ближнему своему при любых обстоятельствах, то знайте, что мы уже у самых дверей любви к ближнему и к Богу.
   Вот так и необходимо нам совершенствоваться в духовной любви через великие пути спасения: молитву и пост, чтобы в радости нам встретить праздников праздник Пасху Божию спасительную и войти в радость нашего Господа. Аминь.

Протоиерей Александр ПАШКОВ, настоятель Успенской церкви на Малой Охте