Храм Успения Пресвятой Богородицы

О храме Церковно-приходской
совет
Праздник
успения
Статьи
о храме
Памятник

ПОКРОВИТЕЛЬ РУССКОГО ВОИНСТВА

В день праздника Рождества Пресвятой Богородицы и 625-й годовщины победы русского воинства на Куликовом поле, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил Божественную литургию в храме-памятнике Преподобного Сергия Радонежского на Красном холме Куликова поля. Святейший Патриарх Алексий отметил: «Ныне празднуемое нами великое историческое событие положило начало и стало краеугольным камнем будущей Российской государственности». По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Церкви и все участники богослужения прошли крестным ходом к памятнику-колонне святому благоверному князю Димитрию Донскому на Красном холме. Эта тридцатиметровая пятиярусная колонна, украшенная воинской атрибутикой и увенчанная главой с крестом, попирающим полумесяц, стоит на месте, где во время битвы располагался шатер Мамая. Крестный ход к колонне совершался в преднесении списка Донской иконы Божией Матери, написанного к юбилейным торжествам для храма во имя Преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле.

В начале церемониала состоялось принесение присяги курсантами тульского военного артиллерийского училища. Поздравив курсантов, Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил, что Куликово поле является первым поле ратной русской славы: «От души желаю, чтобы воины XXI века брали бы пример с воинов, которые защищали Отечество в XIV веке». Затем Святейший Патриарх Алексий совершил литию по всем русским «вождям и воинам, за Церковь и Отечество живот свой положившим» на Куликовом поле.

+ + +

На первый взгляд, мы многое знаем о Куликовской битве, ее значении, условиях, участниках… Но духовный смысл и церковное значение тех далеких событий еще несколько лет назад были недоступны большинству из нас. Тем временем церковный календарь ноября содержит две даты, связанные с этой великой битвой. 8 ноября Православная Церковь чтит память великомученика Димитрия Солунского, а 5 ноября — суббота перед этим праздником — называется Димитриевской родительской и установлена в 1380 году для поминовения воинов Куликова поля. Вспомним же житие святого, который занимает, как вы убедитесь, немаловажную роль в духовной истории России.

Святой великомученик Димитрий Солунский — один из самых почитаемых греческих и славянских святых — был сыном римского проконсула в греческом городе Фессалоники (современные Салоники, славянское название - Солунь). Родители будущего святого (есть мнение, что они были славянами) являлись тайными христианами и воспитали сына в вере. Когда умер отец, и Димитрий достиг совершеннолетия, римский император Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в образованности Димитрия, военно-административных способностях будущего святого, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого правителя, состояла в обороне города и истреблении христианства. «Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого», — было сказано императором.

Но Димитрий, приняв назначение, возвратился в Фессалоники и пред всеми исповедовал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. При защите города Димитрий всегда шел первым, возглавляя войско, и был почитаем даже язычниками как сын богов.

Когда император Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул - христианин и многих римских подданных обратил в христианство, его гневу не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, дабы расправиться с солунскими христианами. Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: «Раздели богатство земное между ними — будем искать себе богатства небесного», а сам предался посту и молитве, готовясь к принятию мученического венца. На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Тело великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой вмч. Димитрия была воздвигнута церковь. Через сто лет, во время строительства нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленными мощи святого мученика и воздвигнуты для поклонения в храме. С VII века от святых мощей великомученика, помещенных в специальной раке, начинается чудесное истечение благовонного мира, от которого происходят исцеления болящих и страждущих. Миро истекало столь обильно, что пришлось выстроить для него мраморный бассейн, откуда оно собиралось в амфоры. С того времени св. Димитрия стали называть Мироточивым.

…С именем великомученика Димитрия Солунского связаны первые же страницы русской летописи. Когда вещий Олег в 907 году разгромил греков под Константинополем, «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством великомученика Димитрия. В русских былинах святой Димитрий изображается русским по происхождению, а в старинных русских стихах великомученик Димитрий представлен помощником русских в борьбе с Мамаем.

Церковное почитание великомученика Димитрия началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, знаменитая мозаичная икона св. Димитрия из собора этого монастыря сохранилась и находится в Государственной Третьяковской галерее. В 1194-1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, украсил Владимир прекрасным собором во имя вмч. Димитрия. Только послушайте, как пишет об этом древняя летопись: «Постави церковь на своем дворе св.Димитрия в свое имя и украси ю дивно иконами и писаньем, и принес доску гробную из Селуня святаго мученика Димитрия, мюро непрестанно точащю на здравие немощным, в той церкви постави, и сорочку того же мученика ту же положи»…

Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира. И невозможно не упомянуть еще раз об очевидном сходстве, а значит, преемстве этого собора с нашим Успенским храмом. Это тем более должно подвигать нас к воспоминанию жития этого славного святого, фотографии же двух храмов мы публикуем.

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом и защитой Отечества, само его имя было символом патриотизма. В духовном опыте Русской Церкви почитание вмч.Димитрия тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Димитрия Донского. Великий князь Димитрий «о церквах Божиих весьма печаловался, а страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил». Молитвами своего небесного покровителя святого воина Димитрия Солунского великий князь Димитрий одержал ряд блестящих побед, предопределивших дальнейшее возвышение России: отразил натиск на Москву литовских войск Ольгерда (1368 и 1373 гг.), разгромил на реке Воже татарское войско Бегича (1378 г.), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле (1380 г.) что положило начало сплочению русских земель вокруг Москвы.

В 1380 году, накануне Куликовской битвы, князь Димитрий торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Димитриевского собора — чудотворную икону вмч.Димитрия, написанную на доске гроба святого принесенную во Владимир в 1197 году из Солуни (теперь хранится в Третьяковской галерее). В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз панихида была совершена 20 октября 1380 года в Троице-Сергиевом монастыре Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).

…В заключении — последние штрихи нашей невидимой связи с греческим великомучеником. Одна из десяти православных церквей, действовавших в блокаду, посвящена этому фессалоникийскому святому. Бог весть, сколько слезных молитв было принесено перед образом сего древнего воина о победе русского оружия… А наш первый отец-настоятель протоиерей Виктор Ерошенко (+ 2004) перед назначением на служение на Успенский приход подвизался в домовом храме вмч. Димитрия Солунского …На наших глазах Успенская церковь благоукрашается многими прекрасными иконами, о них мы рассказываем в приходской газете. В этой связи подумалось: Бог даст, когда-нибудь и образ святого Димитрия Солунского (1700-летие преставления которого будем отмечать в 2006 году) займет в нашем храме свое место. Это не будет случайным.